Нория ковшовая

Нория ковшовая
Нория ковшовая

Нория ковшовая – область применения

Нория ковшовая относится к наиболее широко востребованному типу грузоподъемного оборудования. Отличительной чертой, которой обладает нория ковшовая, является способность перемещения сыпучих, состоящих из кусков различной величины, пылеобразных  грузов на высоту до 100 метров.

Нория ковшовая находит применение в абсолютно разных отраслях промышленности. Наиболее широко нория ковшовая применяется на предприятиях пищевого направления. Нория ковшовая используется на объектах промежуточного хранения зерновых культур и на предприятиях осуществляющих переработку зерна (перемещение муки). Нория ковшовая является незаменимым оборудованием в сфере производства комбикормов, на предприятиях производящих цемент. Для осуществления подъема различных ингредиентов, участвующих в технологической цепочке химического производства также применяются нории ковшовые. Используется нория ковшовая при осуществлении подъема угля из угольной шахты. Конструктивные особенности нории ковшовой позволяют применять это оборудование для подъема ядовитых и сильно пылящихся грузов.

Безусловно, широкое применение нории ковшовой обеспечивается целым рядом преимуществ в сравнении с прочим транспортирующим грузы оборудованием. Основным достоинством применения нории ковшовой является малый установочный объем занимаемой площади. Это особенно важно при осуществлении работы в ограниченных производственных площадях. Вторым не менее важным преимуществом применения нории ковшовой является бережное перемещение груза, обеспечивающее целостность частей перемещаемого груза. Это достоинство является крайне важным при работе с грузами, крошение которых приводит к значительному обесцениванию продукта. Надежность в эксплуатации и простота конструкции и монтажа также являются важным преимуществом. При перемещении различных пылящихся и ядовитых грузов возникает большая вероятность попадания опасного груза в окружающую среду и нанесению вреда здоровью человека. Закрытая шахта нории ковшовой обеспечивает полную герметичность при подъеме груза и является основным оборудованием для работы с подобными продуктами. Кроме того, закрытая шахта, внутри которой производится подъем сыпучих грузов, обеспечивает хорошую звукоизоляцию. Значительным достоинством является высокая производительность нории ковшовой (до 250 тонн в час) и большая высота подъема (до 100 метров).

К недостаткам нории ковшовой можно отнести необходимость отслеживать равномерную подачу груза, так как скачкообразное увеличение производительности может привести к перегрузу и возможному отрыву ковшей от рабочего органа (цепи, или ленты).

Устройство нории ковшовой.

Нория ковшовая состоит из нескольких основных узлов:

  • Голова нории ковшовой это элемент, расположенный в верхней части нории, отвечающий за подъем и передвижение груза вверх вдоль шахты. Голова нории ковшовой состоит из обечайки (корпуса), внутри которого располагается в подшипниковых узлах приводной барабан, или звездочки в зависимости от типа конвейера (цепной, или ленточный). Приводной барабан нории конструктивно схож с приводным барабаном ленточного конвейера и изготавливается сетчатый (состоящий из прутковых элементов, образующих сетку), или сплошной трубы. Для улучшения характеристик сцепления ленты и барабана приводной барабан изготавливается бочкообразной (выпуклой) формы. Одна сторона вала приводного барабана, или приводной звездочки выводится с одной из сторон и соединяется с приводной частью нории ковшовой. Также на голове нории устанавливается специальное устройство, предназначенное для стравливания избыточного давления (давления взрыва) возникающего внутри нории. Это устройство называется взрыворазрядным. Взрыворазрядное устройство может иметь обычную откидную крышку (стравливание происходит при подъеме крышки при возникновении избыточного давления, или мембранного типа (внутри полой трубы устанавливается мембрана, которая при возникновении избыточного давления разрывает мембрану и стравливает возникший газ и при этом в дальнейшем требуется замена мембраны). Кроме того, для предотвращения возможного отката ленты, или цепи с грузом, насыпанным в ковши в сторону противоположную движению ленты (в случае обрыва цепи, или ленты)и предотвращения падения полотна вниз вдоль трассы нории с полным выводом нории из рабочего состояния между валом приводного барабана и валом привода устанавливается специальная муфта – тормоз нории ковшовой. Тормоз нории обеспечивая беспрепятственное вращение в рабочую сторону, моментально застопоривается при возникновении обратного рабочему вращению движения.
  • Привод нории ковшовой устанавливается рядом с головой нории и закрепляется с валом через муфту (тормоз). Привод нории состоит из мотор редуктора (чаще всего для оборудования небольшой высоты), или из электродвигателя + редуктора.
  • Башмак нории, или еще так называемый носок нории ковшовой это следующий , основной узел, расположенный в крайне нижней части конструкции. Так же, как и голова нории, башмак нории состоит из обечайки, корпуса внутри которого устанавливается вал с барабаном натяжным, или со звездочками. В башмаке нории располагается загрузочное окно, через которое сыпучий груз попадает или сразу в ковши, или во внутреннюю часть нории, где зачерпывается ковшами (зависит от модификации нории ковшовой). В башмаке нории также располагается натяжное устройство предназначенное для обеспечения равномерного, без проскальзывания перемещения ленты, или цепи с ковшами, заполненными сыпучим грузом (за счет натяжения усиливается сцепление тягового полотна с барабаном, или звездочками).
  • Цепь (или лента) с закрепленными на ней ковшами является основным, подвижным тяговым элементом, который производит перемещение ковшей с грузом на требуемую высоту. Тяговый орган нории огибает приводной и натяжной барабаны, концы закрепляются между собой, образуя бесконечную ленту.
  • Промежуточные секции формируют общую трассу нории и крепятся между собой посредством фланцевых соединений. Толщина обечайки промежуточных секций варьируется от 2 до 5 мм. Длина промежуточной секции составляет 1.5 – 2 метра.

Типы нории ковшовой

Нория ковшовая имеет различную конструкцию в зависимости от характеристик перемещаемого груза. Для грузов повышенной плотности и абразивности наподобие таких грузов, как песок, гравий и прочие, применяется тихоходный тип нории ковшовой. Нория ковшовая тихоходная загружается через загрузочное окно прямо в ковши. Конструкция головы нории включает в себя небольшой гусак, отводящий в сторону цепное, или ленточное полотно с ковшами с помощью отклоняющего барабана, или отклоняющих звездочек. Разгрузка в тихоходном типе норий происходит самотеком под действием силы тяжести. Ковши в тихоходном типе норий изготавливаются из металла (нержавеющего, или черного).

Для хорошо сыпучих, сухих и имеющих сравнительно небольшое значение насыпной плотности груза (до 1500 кг/ м. куб.) используется быстроходная нория ковшовая. Ее отличительной чертой является достаточно большая скорость подъема сыпучего груза, обеспечивающая высокие показатели производительности (до 400 тонн в час). Загрузка ковшей производится зачерпыванием продукта в нижней части башмака нории. Разгрузка нории производится через окно, расположенное в голове нории, под действием центробежных сил выплескивающих груз из ковша в разгрузочное окно. Быстроходные нории хорошо работают с такими сыпучими грузами, как зерно, комбикорм, семя подсолнечника. Ковши на тихоходной нории крепятся сомкнутым образом, то есть без зазора между друг другом, что обеспечивает подачу продукта прямо в ковши, а в быстроходных нориях ковши устанавливаются с определенным шагом, необходимым для обеспечения производительности. Цепные нории используются для грузов с большей насыпной плотностью. Лента  применяется резинотканевая двухслойная и более. Цепь в цепных нориях применяется пластинчатая, или круглозвенная. От характеристик перемещаемого груза выбираются устанавливаемые ковши. Глубокие и мелкие ковши применяются только на быстроходных типах норий ковшовых, а остроугольные ковши применяются только на тихоходных нориях и применяются только при сомкнутом креплении ковшей. Существует тип норий, которые кроме подъема грузов осуществляют удаление излешней жидкости. Для этого в стенках ковшей производится перфорация. Крепление ковшей к ленте норийной производится с помощью специальных норийных болтов со шляпкой в потай для обеспечения ровного перемещения ленты. 

Нория ковшовая может быть изготовлена из черного металла, или из оцинкованного металла. Также могут применяться дополнительные опции – устройство плавного пуска, комплект датчиков, частотный преобразователь. Будем рады оказаться полезными для Вашего производства.