Нория цепная

Нория цепная
Нория цепная

Нория цепная описание и область применения

Нория цепная является грузоподъёмным оборудованием, предназначенным для подъёма сыпучих грузов, а также штучных грузов, на высоту до 120 метров.

В качестве  гибкого, тягового элемента в нории цепной выступает цепь с закрепленными на ней ковшами, или полками, предназначенными для осуществления подъёма штучных, единичных грузов.

Нория цепная может применяться для грузов с высокой насыпной плотностью — от 1 до двух с половиной тонн на метр кубический.

Наиболее широкое применение нория цепная находит в сфере строительства, перемещая песок гравий, а также в сфере производства строительных материалов, перемещая цемент, керамзит и прочие подобные грузы. Применяется нория цепная, хотя и несколько реже, для перемещения зерна, семени подсолнечника, муки.

В химической промышленности, нория цепная перемещает различные ингредиенты, предназначенные для текущей, технологической операции.

Применяется два типа норий цепных.

К первому типу относятся нории, осуществляющие подъём сыпучих грузов строго вертикально, под углом 90°.

Всю линейку таких норий изготавливает наше предприятие.

Второй тип нории , это нории цепные круто наклонные , то есть работающие под углом к горизонту 70 — 80 градусов. Круто наклонные нории цепные имеют ряд  своих, характерных особенностей и на нашем предприятии не изготавливаются.

Нория цепная преимущества и недостатки

Применение нории цепной обуславливается целым рядом достоинств, в сравнении с ленточной норией.

Крепление ковшей к цепям является более надёжным, нежели крепление к ленте конвейерной. Это особенно важно при перемещении плотных, склонных к слежению грузов.

Подъём на большую высоту является также одним из самых главных достоинств этого типа конвейерного оборудования. При этом производительность нории может достигать в 400 тонн в час, что также является большим преимуществом.

Нория цепная имеет закрытую трассу  перемещение сыпучих грузов, то есть рабочая зона, в которой происходит подъём закрепленных на цепи ковшей полностью изолирован от внешней среды. Вследствие этого обстоятельства появляется возможность работать с ядовитыми грузами, а также сильно пылящимися грузами, такими, как мука, цемент, без риска нанести вред персоналу, обслуживающему конвейерное оборудование, а также окружающей среде.

Типы нории цепной

По скорости перемещения груза нория цепная делится на два вида

Первый вид нории цепной это нория цепная быстроходная.

Отличительной чертой нории цепной быстроходной является повышенные скорости перемещения груза вдоль трассы. Разгрузка быстроходной нории происходит под действием центробежных сил и силы тяжести.

Груз, огибая звёздочки, установленные на оси в приводной секции, выплёскивается из ковша и отводится через специальное разгрузочное окно.

Расположение разгрузочного окна рассчитывается, исходя из скорости перемещения цепного полотна с ковшами.

Вторым видом нории цепной является нория цепная тихоходная. Нория тихоходная в приводной секции имеет специальный отводной гусак, относительно которого цепь с грузом отводится в сторону, где ковш опрокидывает, выгружает находящийся в нём сыпучий груз под действием силы тяжести в разгрузочное окно, расположенное в нижней части гусака.

Именно тихоходная цепная нория перемещает грузы с плотностью от 1.5 тонны на метр кубический и выше.

Нория цепная устройство и принцип действия  

Замкнутым тяговым элементом нории цепной является цепь с жестко закрепленными на ней ковшами.

Тяговая цепь, с закреплёнными  на ней ковшами, огибает натяжную звёздочку, расположенную в нижний части нории и приводную звездочку, установленную на ось верхней части нории цепной. Перемещение сыпучего груза происходит в замкнутом пространстве, шахте нории. Основными элементами, узлами  нории цепной являются:

  • голова нории, расположенная в верхней её части,
  • башмак нории (носок нории), расположенный в нижней её части,
  • промежуточные секции, составляющие основную шахту нории,
  • привода нории, закреплённого с правой или левой стороны , относительно головы нории.

В нории цепной тихоходной сыпучий груз подаётся через загрузочное окно, расположенное в нижней части нории — носке нории, непосредственно прямо в ковши.

Ковши, закреплённые на цепь, располагаются последовательно один за другим, не имея промежутков между собой.

Разгрузка нории цепной тихоходной производится в верхней части нории.

Нория цепная тихоходная, оснащается боковым отводом с дополнительно размещённой осью со звёздочкой.

Ковш, закреплённый на цепи, наполненный сыпучим грузам, огибает боковую звёздочку, высыпает перемещаемый груз под действием силы тяжести непосредственно в разгрузочное окно расположенное снизу.

Далее пустые ковши, возвращаются вниз по холостой ветви нории.

В отличие от нории тихоходной, нория цепная быстроходная работает с повышенными скоростями и отличается способом загрузки и выгрузки ковшей.

Ковши, закреплённые на цепи нории, огибая в нижней части натяжную звездочку, зачерпывают груз,  размещённый во внутреннем пространстве нории, в нижнем узле — башмаке нории. Подача сыпучего груза в быстроходной нории цепной осуществляется через загрузочное окно, минуя поднимающиеся ковши в нижнюю часть нории цепной. Гружёные ковши поднимаются вдоль трассы нории, и в верхней её части происходит их разгрузка.

Разгрузка осуществляется под действием центробежной силы, заставляющей груз выплёскиваться из внутреннего объёма ковша, и в дальнейшем высыпаться через разгрузочное окно.

Расположение  разгрузочного окна рассчитывается с учётом в траектории падения груза. Ковши нории цепной быстроходной располагаются  последовательно через определенное расстояние —  шаг ковшей.

В зависимости от характеристик груза — абразивности, плотности, склонности к слипанию, слеживанию, применяются ковши, изготовленные из металла и из пластика.

В зависимости от характеристик перемещаемого груза, возможно изготовление нории из стойких к агрессивному воздействию со стороны груза материалов.

К таким материалам относятся нержавеющая сталь, оцинкованная сталь.

В подавляющем большинстве случаев нории изготовляются из чёрного металла.

Голова нории цепной представляет собой полую, металлическую конструкцию, изготовленную из листов стали, сваренных между собой, единую конструкцию, толщиной 2-6 мм. Внутри этого корпуса, обечайки устанавливается ось, на которую насажены звёздочки. Профиль звёздочек изготавливается в соответствии с применяемой цепью.

В нории может применяться тяговое полотно, состоящее из двух цепей и закреплёнными между ними ковшами, и одной цепью с креплением ковша в центральной его части. Приводная ось устанавливается в подшипниковые узлы. При этом один конец оси выводится за пределы обечайки нории и соединяется с приводным узлом.

Приводной узел нории цепной может компоноваться различными способами и крепиться как непосредственно к корпусу  головы нории, так и к полу смотровой площадки.

Привод нории цепной может состоять из электродвигателя плюс редуктора плюс муфты предохранительной , или мотор-редуктора, или электродвигателя плюс цепная передача , или клиноременная передача.

Одной из часто возникающих аварийных ситуаций во время перемещения сыпучих грузов, особенно с повышенной плотностью, является обрыв тягового органа, цепи с закреплёнными на ней ковшами. В этом случае цепь с грузом может обвалиться вниз вдоль трассы перемещения и заклинить норию. Такое обрушение вызовет выход из работоспособного состояния норию цепную на длительный срок. 

Для предотвращения возникновения подобного рода ситуаций, на норию цепную устанавливается специальный элемент — тормоз нории.

Тормоз нории легко вращается в одну рабочую сторону перемещения груза. При возникновении обратного движения цепи с ковшами, тормоз нории заклинивает тяговый орган и не даёт цепи с ковшами обвалиться вниз вдоль шахты нории.

Также во время работы нории цепной во внутреннем пространстве шахты возникает избыточное давление, способное вызвать взрыв. Для стравливания избыточного давления, в голове нории устанавливается специальное отводящее устройство — газоразрядное устройство. Газоразрядное устройство представляет собой в простейшем случае трубу с подвижной крышкой, закрывающей  её канал , которая при возникновении избыточного давления приподнимается и стравливает накопленный газ.

Применяется и другой тип газоразрядного устройства, оснащаемого специальной мембраной, которая с возникновением избыточного давления разрывается и выпускает избыточной газ. Недостатком второго типа газоразрядного устройства является необходимость замены мембраны в случае её разрыва.

В голове нории располагается разгрузочное окно. Разгрузочное окно оснащается фланцами, или может быть оснащено специальным отводящим патрубком необходимой длины для осуществления перегрузки на следующие транспортные средства (ленточные конвейеры, скребковые конвейеры, винтовые конвейеры). 

Как уже отмечалось, голова нории располагается в крайней верхней точке конвейерного оборудования. Нижняя часть нории включает в свой состав башмак нории.

Башмак нории состоит из сваренных между собой и листов металла толщиной 2-6 мм.

Башмак нории оснащается загрузочным окном, через которое производится запитывание нории, перемещаемым материалом.

Башмак нории также как и голова нории оснащается осью с закрепленными на ней звёздочками.

Это ось, в отличие от приводной оси, изготавливается подвижной в осевом направлении. Подвижность в осевом направлении требуется для осуществления натяжения тягового элемента — цепного полотна с ковшами.

Натяжение цепи производится посредством специального винтового механизма.

Перемещение винта осуществляет оператор, обслуживающий конвейерное оборудование. Между головой нории и башмаком нории располагаются элементы, формирующие общую трассу передвижения цепного полотна с ковшами, загруженными перемещаемыми продуктами — шахту нории.

Промежуточные секции нории это полые элементы, сваренные из листового металла толщиной 2-4 мм квадратного или круглого сечения.

Длина одной промежуточной секции варьируется в пределах от 2 до 4 метров. Ограничение по длине промежуточной секции связано с удобством транспортировки отдельных элементов нории.  Края промежуточных секций оснащаются фланцами. Через фланцы посредством болтовых соединений промежуточной секции собираются в единое целое, формируя шахту  нории. 

Между фланцами промежуточных секций возможна установка уплотняющих элементов.

В роли уплотнений могут выступать резиновые прокладки или просто картон. Голова нории и башмак нории для контроля работы оснащаются специальными окнами.

Также вдоль трассы, шахты нории возможно размещение смотровых окон.

Загрузочное окно может быть оснащено фланцами и соединяться через болтовые соединения с фланцами питающего норию конвейера. При закрытой загрузке и разгрузке нории цепной попадание во внешнюю среду частей перемещаемого груза практически невозможно, и как следствие появляется возможность перемещать ядовитые грузы, а также грузы сильно пылящиеся (мука, цемент).

Скорость тихоходной нории цепной колеблется в пределах от 0,4 м с до 0,8 м сек.

Быстроходная нория цепная работает со скоростью от 1 м с и выше.

Ковши нории цепной являются ГОСТированным элементом и изготавливаются глубокими с цилиндрическим дном, и мелкие, а также с бортовыми направляющими остроугольные. Производятся также ковши трапецеидальные с плоским и скругленным дном.

Глубокие и мелкие ковши изготавливаются сваркой или штамповка из листовой стали. Толщина их составляет 2-6 мм.

Остроугольный и трапецеидальный ковши находят своё применение только при сомкнутом размещении, в тихоходных нориях цепных.

Крепление ковшей осуществляется при помощи уголков, или фасонных звеньев на болтах, или заклёпках.

При этом для ковшей шириной в пределах от 160 мм до 250 мм используется тяговая цепь, размещенная посередине, с одним центральным креплением на задней стенке ковша.

Для транспортировки пылевидных, абразивных , вызывающих коррозию металла сыпучих грузов применяются круглозвенная цепь.

Дополнительные опции нории цепной

Нория цепная ковшовая может сопровождаться комплектацией дополнительных опций. Устройство плавного пуска компенсирует негативное воздействие пиковых нагрузок при запуске нории, частотный преобразователь даёт возможность производить коррекцию производительности в пределах до 10% от базовой производительности, сигнализирующая аппаратура, датчики, позволяют своевременно осуществлять ликвидацию возникающих аварийных ситуаций. Изготовление нории на нашем предприятии не занимает свыше 45 дней.

Будем рады сотрудничать с вашим производством.